Лекция 17-я
Городское управление и устройство городского состояния Петром. - Городское со-стояние Древней Руси до эпохи преобразований. Происхождение русских городов. Посады. Городская община. - Деление на лучших, средних и младших людей. Уло-жение Алексея Михайловича о городском населении. Устройство городского управ-ления при Петре в начале царствования. - Магистраты в 1721 г. Их устройство. Главный Петербург кий магистрат и городские магистраты. Организация городско-го сословия. Разделение на две гильдии.
С |
егодня я перейду к обзору мер, предпринятых Петром для устройства городского состояния и городского управления. Едва ли и здесь я устраню неудобства, которые вы могли заметить при изложении преобразовательных мер в отношении дворянского и служилого сословия. Общественное устройство слагалось путём таких мелких отдельных правительственных распоряжений, которые очень трудно принести в цельный и полный отдел. Вы поймёте это неудобство уже из того, что в царствование Петра городские классы устраивались на основании двух различных систем, к тому же такое я по этому случаю говорю в первый раз о городском состоянии и нахожу необходимым сделать краткий очерк его до начала преобразований.
Городское состояние в Древней Руси обозначалось подобно дворянству разными наименованиями, выражавшими не всю его совокупность, а разряды городского состояния: это были посадские, торговые, черно-слободские и другие люди. Все эти люди соответствовали тому, что в Западной Европе называлось буржуазией, т.е. мещанство; вам известно, какое значение имел в Западной Европе этот класс, хотя это значение и преувеличивали некоторые учёные, но мещанство во всяком случае играло там важную роль в политическом и культурном отношении; в политическом отношении оно было опорой королевской власти в её борьбе с феодальным дворянским сословием; оно внесло в политическую жизнь государства своё начало и своё влияние; влияние это, основанное прежде на происхождении, заменилось потом влиянием имущественным, основанном на имущественном цензе. Имущественный ценз как основание политической жизни буржуазии, его значение я не буду сравнивать с политическим значением класса, основавшего своё влияние на преимуществах рождения: я замечу только, что этот новый политический принцип был не лучше прежнего. Гораздо шире и заметнее влияние буржуазии в развитии культуры; в общежитии; весь сложный комфорт жизни, окружающий нас, создан преимущественно городским классом в последние века. У нас в России мещанство не имело ни такой видной, ни сложной роли в политическом отношении, как на Западе. Участие его в государственном развитии почти не заметно; его можно подметить разве только в приднепровских городах южной Руси или в XII в. в младших городках Суздальской земли, помогавших Юрьевичам в их борьбе с дядями; разве только в этих ранних явлениях нашей истории вы заметите деятельность этих городских классов. Впоследствии города совершенно исчезают из нашей политической жизни или являются слишком незначительными. Участие городского класса в культурной жизни у нас совсем незаметно. Культура, нас окружающая, перенесена к нам с Запада, <…> но судьба этого сословия до Петра и при нём любопытна, как указание на приёмы правительства и ход общественного процесса, совершавшегося в то время. Я сделаю вам поэтому беглый очерк, как произошло и образовалось это сословие в Древней Руси.
Древнерусские города имели происхождение очень мало похожее па происхождение городов в Западной Европе; вообще говоря, они вышли у нас не из промышленного и торгового развития страны; они вышли преимущественно из двух побуждений одинаково принадлежащих правительству; в первое время они явились на окраинах Руси как военные поселения, их главной целью было давать убежище окрестному сельскому населению при нашествии внешнего врага, впоследствии, когда граница Руси расширилась, эти окраинные острожки превращались во внутренние города; с другой стороны, внутренние города возникали как административные центры; эти поселки выделялись из остальных как место пребывания посадника, наместника и других центральных княжеских чинов. Так как внешняя опасность в Древней Руси часто грозила и внутренним областям, то и эти административные пункты стали обращаться в крепости; город и значит собственно крепость. Под стенами этой крепости селились мирные обыватели; эти посёлки назывались посадами, которые и можно назвать городом в западном промышленном смысле, хотя и не точно. Благодаря такому происхождению городов промышленная торговая жизнь страны оставалась разбросанной и не сосредотачивалась в городах. Промышленные поселения, посады, возникшие при городах и вместе с ними многочисленные сельские поселения назывались слободами. Древнерусские слободы, т.е. поселения людей, занимавшихся известным промыслом и наделённые известными льготами, гораздо более напоминают западные города, чем древнерусские города. Притом промышленная и торговая жизнь разбрасывалась и по сельским общинам. Поселяне долго не разделялись по родам занятий на земледельческое и промышленное; при преобладании сельских занятий все остальные занятия выделялись из него постепенно и очень медленно. Стремление сосредоточить торговлю и промышленность в городах стало заметно лишь со времени образования Московского государства; оно было вызвано финансовыми нуждами правительства. Торговля и промыслы были обложены пошлинами, сбор этих пошлин с разбросанного торгового поселения был очень затруднителен для администрации; вот почему правительство запретило торговать по сёлам и стало сосредоточивать торговлю в городах, стягивать её к немногим значительным центрам. Эта же финансовая нужда правительства и была источником, из которого вышла городская община Древней Руси, или промышленное поселение, посад. Посад, слобода соединились в одно общественное целое, чтоб круговой порукой, общей ответственностью друг за друга перед правительством гарантировать последнему сбор и исправную доставку податей и отбывание других повинностей. В этой круговой поруке и заключалось всё содержание древнерусской городской общины; все преимущества, предоставленные правительством её членами, вытекали отсюда. Городская община сама распределяла между своими членами подати, распоряжалась отбыванием возложенных на общину натуральных повинностей; всё это она делала под своей ответственностью, потому что правительственные органы не были достаточно сильны и, следовательно, правительство не было обеспечено в исправном получении доходов. Организуя городскую общину, Московское правительство внесло в неё и свой приказный, служебный элемент. Городские общины, т.е. посады, делились в административном отношении на сотни, сотни на десятки. В экономическом отношении всё население посадское разделялось на имущественные разряды, не в одинаковой степени подлежавшие податям и повинностям. Эти разряды, соответствующие нашим гильдиям, следующие: лучшие люди, средние и младшие. Все три разряда существовали в каждой городской сотне; но это административное и имущественное деление городской общины усложнилось делением, внесённым в него правительством. Наиболее зажиточные из промышленных людей составляли привилегированный класс, приближавшийся к служилому классу; этот привилегированный класс были гости и гостиная, и суконная сотня; (название гость осталось и теперь в названии гостинного двора). В Древней Руси гостями назывались богатые купцы, ведшие торговлю не в одном своём городе, но и на стороне и даже за морем. От этих торговых путешествий, гощений, и произошло название гостей. В скором времени это имя имущественного класса обращено было в чин, звание гостя стало жаловаться как почётный титул, ему предоставлены были особые преимущества и льготы, и на него были возложены особые повинности; гость не тянул вместе с городским населением, не подлежал суду местного воеводы и приказных людей; он судился непосредственно в Московском приказе, имел и другие, житейские привилегии: гость имел право держать для пошлины для собственного употребления разные питья, мёд, вино, что строго запрещалось другим; он один мог летом топить печку в своём доме и в бане, что запрещалось остальным обывателям под страхом тяжёлых штрафов. Но за то на нём лежали тяжёлые повинности: ему поручен был правительством сбор податей под собственной их ответственностью, они же вели некоторые монопольные торги Московского правительства. Подобными же привилегиями пользовались и люди гостинной и суконной сотни; они тоже употреблялись правительством для казённой службы, очень тяжёлой и убыточной; но зато они были причислены к служилому классу; они имели право владеть вотчинами и поместьями до половины царствования Алексея Михайловича; определён был чин и положение гостя в служебной иерархии. Прикрепление крестьян очень вредно подействовало на благосостояние городских общин, которые постоянно пополнялись приливом из низшего сельского населения; с прикреплением крестьян прилив этот должен был ослабеть; с другой стороны, разгром Смутного времени перепутал все отношения и вместе с произволом воевод заставлял посадских людей бросать свои дворы в городах и переходить в частную личную зависимость влиятельного лица или какого-нибудь учреждения. Благосостояние городского человека основано не на земледелии, а на промысле; этот промысел он мог вести, заложившись, отдавшись в личную зависимость знатного лица или учреждения, боярина, монастыря и т.д. Тогда отказ от личной свободы был сопряжён с материальной выгодой сравнительно с положением свободного человека; вот почему в XVII в. города жалуются на постоянный отлив тяглых людей в другие общественные состояния. Городской класс, который стал слагаться в XVII в., расстроился в XVII в. Организация его принадлежит царю Алексею Михайловичу. По Уложению городское состояние было резко отделено от других состояний. Многочисленные отдельные распоряжения и законы Уложения, относящиеся к определению городского состояния я сведу к немногим чертам; а именно; все промышленные люди, жившие и городах и занимавшиеся торговлей или каким ремеслом, но находившиеся и частной зависимости, были записаны в тягло. Люди привилегированные, имевшие землю в городе, но промышлявшие торговлей, были тоже подчинены тяглу вполне или частью. Таким образом, дети духовенства, торговых и промышленных людей были поверстаны в посадских. Служилые люди, имевшие дворы на тяглой городской земле, должны были отбывать вместе с посадскими подати и натуральные повинности, лежавшие на городском владельце тяглых дворов. Владельцам тяглых дворов в городе запрещено было продавать или закладывать эти дворы привилегированным лицам под страхом ссылки; точно так же кнутом и Сибирью грозили человеку, который, отказавшись от личной свободы, закладывался или отдавался в кабалу к привилегированному лицу. Всем людям, не принадлежавшим к посадскому населению, запрещено было вести постоянную оседлую торговлю в городе. Итак, Уложение Алексея Михайловича, с одной стороны, сделало торговлю исключительным правом городского населения, с другой стороны, превратило его в касту. В таком положении застал Пётр городское состояние. В деятельности его относительно городов заметим две различных цели: до последнего десятилетия указы Петра имели целью устроить городское население так, чтоб правительство удобнее и вернее могло эксплуатировать его посадскую силу. Я уже описал городское управление, созданное Петром в начале его царствования. Самоуправление, данное им горожанам, имело целью исключительно финансовые выгоды. Горожане освобождались от воевод и приказных людей и за это были обложены двойной податью против прежнего; круговая порука была усилена. То же стремление заметно и в организации других сословий.
Указом Пётр допустил и даже обязал вступление в городское сословие крестьян, значит раскрыл и разрушил замкнутость и исключительность этого сословия, созданного Уложением Алексея Михайловича. Все крестьяне, государственные или помещичьи, промышлявшие в городе, имевшие городскую оседлость, были без вознаграждения владельцам переведены и посадские; лица привилегированные, владевшие землей в городе, не причислены к посадским людям, с одной стороны, не должны были тянуть часть общих городских повинностей; с другой стороны, было уничтожено запрещение торговать в городах людям других классов. Розничную торговлю могли вести люди разных чинов. Таким образом, с одной стороны, городское сословие было раскрыто и торговля перестала быть привилегией одного городского населения, но с другой стороны, Пётр стеснил выход из городского состояния в другие сословия; под страхом тяжких наказаний запрещено было городскому сословию выходить в крестьян или служилых людей без правительственного разрешения. Таким образом, правительство преследовало различные цели, образуя одно сословие, раскрывая его и усиливая к нему прилив, оно, с другой стороны, не давало возможности отлива от него. Вследствие этого разнообразного направления изменилось податное и промышленное значение городского класса. С тех пор, как людям разных чинов позволено было торговать в городе, стало невозможным сбирать налоги только с тяглых дворов города. В Древней Руси посадские люди платили подати и отправляли повинности подворно; теперь когда стало выгодно торговать людям неоседлым в городе, стало невозможным ограничиваться подворной податью. Отсюда вышел указ (соответствующий указу о подушной подати для крестьян), чтоб при подворной подати со всех торговых и промышленных людей взыскивать также подать промысловую. В Древней Руси эта подать была лишь временная; это были деньги, которыми обкладывали промышленных людей для военных потребностей и нужд по определению собора. Теперь эта временная подать с промысла была превращена в прямую и постоянную; она была велика: нормой её было 10 % с дохода; доход был определён с точностью, возможной для тогдашнего правительства; вот почему эта промысловая подать, распределённая между всеми промышленными людьми, называлась десятой деньгой.
Значит, городское состояние при Петре подверглось более тяжёлому финансовому обложению; кроме того на городской класс возложены были ещё новые повинности; городской класс нёс на себе наравне с крестьянами повинность постойную; солдаты распределялись по губерниям и стояли в городах. Таковы были распоряжения Петра о городском сословии в первый период его царствования. Во вторую половину его мы замечаем другое стремление, которое было развито правительством на счёт городского состояния. В первой половине правительство старалось лучше устроить податную эксплуатацию городского населения; в другой оно старалось развить промышленные интересы - это стремление было слабо в обществе, которое было к нему равнодушно; вот почему эти указы предоставляли городам больше свободы в делах самоуправления.
Очень жалею, что не имею достаточно времени, чтоб представить нам подробнее организацию городского сословия, какая явилась в последнее десятилетие царствования Петра. Я ограничусь немногими подробностями, вот главные черты её. Городское сословие с промышленным населением было подчинено нескольким центральным коллегиям - Мануфактур, Берг и Коммерц коллегиям. Органами этих коллегий, которые должны были заботиться, чтоб купечество и мануфактуры размножались, были магистраты; главным из них был Петербургский магистрат, обязанность последнего была в том, что он должен был устроить магистраты во всех значительных городах России и дать им инструкцию; должен был покровительствовать торговле и промышленности, иметь контроль над судом городских магистратов, устроить полицию. Под руководством главного магистрата образовались (1721 г.) магистраты во всех значительных городах государства. Устройство магистратов значительно отличалось от прежнего бурмистерского совета тем, что члены магистрата выбирались всем городским обществом, но выбранные один раз они потом становились бессменными; лишь обер президент не принадлежал к городскому классу, он назначался царем.
Первым обер президентом был назначен капитан гвардии кн. Трубецкой; все чины магистрата зачислены были на табели о рангах в служебную иерархию; гость, т.е. зажиточный торговец, становившийся президентом, равнялся чиновнику 8 класса, бурмистр главного магистрата - 9 класса; бурмистры городских магистратов - 10 класса. Таким образом, городское управление получило чиновничий, приказной характер с тою только разницей, что чиновники выходили из городского класса по выбору; занявши свои должности, они освобождались от городских повинностей, лежавших на людях их сословия.
Магистраты были высшей инстанцией судебной по делам городского сословия. Магистрат главного города служил высшей инстанцией для магистратов других второстепенных городов. Главный магистрат, Петербургский, ведал судебные дела другим магистратов не только гражданские, но и уголовные; он судил преступников и приговаривал их к заслуженному наказанию, он мог сослать преступника в Сибирь и даже приговорить к смертной казни. Таким образом, судебная автономия городского учреждения была расширена сравнительно с бурмистерским учреждением. Главной обязанностью магистрата было развивать торговлю и промышленность; эта обязанность осталась без исполнения, ближайшие преемники Петра уничтожили это учреждение.
Вместе с устройством городского управления была изменена и организация городского сословия. Мы видели, что в древней России были зачатки цеха: они заключались в том, что люди известного промысла селились отдельными слободами. Пётр не обратил должного внимания на эту самородную завязку народного цехового устройства и захотел поверстать цехи по западному образцу. Цехи в западном виде, как они были и средневековых городах, не были <…> русскому населению; поэтому не следует жалеть, что указ Петра о цехах остался без исполнения.
Пётр организовал городское сословие тоже по западному образцу, упустив из виду экономическое состояние <...>
Городские люди были разделены на две гильдии: к первой гильдии принадлежали оптовые торговцы и высшие ремесленники и мастеровые, например, золотых и серебряных дел мастера, живописцы, вообще художники и т.д.; вторую гильдию составляли разные купцы и люди, занимающиеся низшими мастерствами и ремёслами. Все низшие торговые люди, работники, поденщики, составляли особый класс, соответствующий нашему мещанству.
Итак, попытка Петра устроить городское самоуправление, освободить городское население от произвола воевод и приказных людей кончилась тем, что городской класс поставлен был под надзор и управление выборных из него людей, но обращённых в чиновничество.
Ограничиваясь этими замечаниями, я опишу в следующий раз состояние крестьянского сословия и потом представлю вам, насколько изменилось юридическое положение русского общества в царствование Петра.