Лекция 23-я

Историческая оценка Петровской реформы. Реформа имеет материальный, технический характер, как в области административной, социальной, так и в учебной. Цель её основная - техническое усовершенствование разработки страны. Манифест к иностранцам.

Д

о сих пор на трёх предметах сосредоточивал я ваше внимание, излагая историю Петровской реформы. Сначала я хотел изобразить состояние Московского государства непосредственно перед реформой, указать обстоятельства, при которых она началась, затем я описал занятия Петра, привычки, вынесенные им из воспитания, впечатления, пережитые им в молодости; наконец я старался передать вам содержание главных его реформ: административных, социальных, учебных, экономических и финансовых. На этих трёх сторонах преобразовательной деятельности Петра я и хочу остановить её историческую оценку; в этих трёх сторонах выразились существенные её моменты, по ним можно усмотреть основную цель преобразований, изучить их внешние формы и приемы и, наконец, указать их историческую связь с древнерусской жизнью. Я теперь отваживаюсь на эту историческую оценку и передам её так же бегло, иногда бессвязно и отрывочно, как излагал до сих пор историю того времени. Я повторяю здесь то, что сказал в начале курса: я буду ценить эту эпоху как явление, до которого нашему времени нет живого дела. Нравственное приличие требует об умерших людях говорить лишь хорошее или молчать, чтоб не говорить дурного, но о минувших явлениях можно говорить, не говоря ни того, ни другого Я постараюсь держаться на этой узкой полосе между ненужными похвалами и непосредственными порицаниями, не теряя равновесия, столь необходимого для спокойного размышления.

     Указанная оценка может быть основана на решении ряда вопросов. Первый из этих вопросов. - Какую существенную задачу ставил сам Пётр для своей деятельности? Какая была основная цель его разнообразных преобразований? Я не говорю о той цели, какая сказалась в результате преобразовательной деятельности; результаты деятельности почти никогда не указывают на её первоначальную цель, потому что зависят в значительной степени от посторонних чисто случайных влияний. Мы увидим, как основная цель петровских преобразований незаметно для самого преобразователя уклонилась от того, что преследовал Пётр первоначально. Я говорю о той цели, какую можно вывести из связи различных предприятий Петра, из той программы, какую он постоянно развивал во всех своих указах независимо от их практического применения.

     Итак, переберём главнейшие преобразования Петра в таком же порядке, в каком рассматривали их подробно и попытаемся указать. связующую нить, которая проходит по всем им.

      Прежде всего посмотрим, что имел в виду Пётр, создавая новые правительственные учреждения. Вам известен строй петровской администрации: во главе её две высших коллегии с широкими полномочиями: Сенат и Синод; у каждой из них сложный механизм подчинённых органов, в центре стоят правительственные коллегии между которыми разделены разные правительственные ведомства, в областях параллельный ряд учреждений исполнительных: губернаторы, коменданты, воеводы и т.п.; комиссары для сбора податей, камериры для надзора за сбором податей, рентмейстеры для хранения собранных податей; затем ряд полицейских учреждений и ряд учреждений судебных: высшая областная инстанция - надворный суд в губернском городе; средняя инстанция - провинциальный суд и, наконец, низшая инстанция - городской в уездном городе; у каждого из этих судебных учреждений целая сеть исполнительных чиновников; даже для содержания тюрем и охранения арестантов назначен был особый штат. Я не говорю уже о сложных отдельных ведомствах: военном, флотском, горном и др. таким образом, администрация, созданная Петром, представляет чрезвычайно сложный механизм. В этой сложности, следовательно, в дороговизне администрации заключается главный её недостаток, сознавали уже который современники Петра и, по-видимому, он сам; в конце царствования он начал уничтожать некоторые мелкие ведомства. Сознание этого недостатка ясно выразилось в указе преемницы Петра в 1727 г., отменившей провинциальные суды и некоторые исполнительные органы по финансовому ведомству комиссаров, камериров и т.д. В этом указе читаем: "Умножение управителей и их канцелярий во всём государстве не только служит к великому отягощению штата, но и к великой тяжести народной, потому что вместо одного управителя, к которому прежде обращались во всех делах, их 10 и может быть более. И все те разные управители имеют свою особую канцелярию и канцелярских служителей и особлевые свои суды и каждый по делам своим волочил бедный народ: и все те канцелярские служители пропитания своего хотят". Нельзя было резче выразить затруднения, вытекавшие из сложности и дороговизны петровской администрации. Эта сложность происходила от трёх главных причин, трёх основных стремлений, какие развивал Пётр в преобразовании управления. Во-первых, oт коллегиальности, какую он внес в высшее правительственные учреждения центральные и областные: вместо одного лица, стоявшего во главе учреждения и несшего всю ответственность за него, при Петре в министерствах, в управлении губерний и в других учреждениях внесено было начало совещательности, кроме многочисленных канцелярий, в учреждениях является большое присутствие членов, решивших дела большинством голосов; в каждой из десяти коллегий это присутствие состояло из 11 членов; вместо 10 министров их являлось 110.

      Второй причиной сложности административного механизма была попытка Петра отделить ведомства административные собственно от судебных. В Древней Руси эти ведомства сливались в правительственных учреждениях - Пётр хотел их разделить в низших административных ведомствах. Отсюда в губерниях рядом с губернаторами, воеводами и комендантами являются независимые от них надворные, провинциальные и низшие городские суды.

      Наконец третьей, и может быть, главной причиной этой сложности Была развитая Петром мысль о государственном контроле, о правительственном надзоре над администрацией. В Древней Руси этот государственный контроль сосредоточивался в областных учреждениях - не имея особенных органов, Петр создал для этого многочисленный штат чиновников, обязанность которых состояла только в надзоре за правильной администрацией. Эта система надзора была двойственная: 1) карательная - выражавшаяся в ведомстве фискалов и 2) предупредительная - выражавшаяся в обер-прокуроре. При Сенате, при каждой коллегии, при каждом надворном суде, при каждом отдельном ведомстве был свой прокурор, обязанность которого заключалась в том, чтоб указывать и предупреждать уклонения от законного порядка.

      Как фискалы были подчинены обер- и генерал-фискалам, так и все прокуроры стояли в зависимости от сенатского генерал-прокурора.

      Отсюда нам становится ясным основной мотив административных преобразований Петра. Управление может иметь две главные цели: из них низшая цель состоит в ограждении государственного интереса от неискусства и недобросовестности исполнительных органов. Высшая цель состоит в сбережении народного труда от требований государства, которое потребляет плоды этого труда. Сложность и дороговизна администрации, созданной Петром, показывает, что преобразователь не имел в виду этой последней цели. Попытка разделить разные ведомства, совещательный порядок решения дел и более всего недоверие Петра к административным чиновникам, выразившееся в двойной системе контроля, - всё это показывает, что главным образом он преследовал первую из указанных целей в своих административных преобразованиях. Таким образом, основная цель этих преобразований была чисто материальная или техническая; она состояла в создании такого крепкого, хотя и сложного, такого искусного, хотя и дорогого правительственного механизма, колеса которого двигались бы правильно, без остановки и зацепок и при этом не потребили бы слишком много обрабатываемого материала (народного труда); механизм, который не облегчая требований с этого труда, доносил бы до государства <…> по возможности с наименьшими непроизводительными тратами. На двух неодинаково искусно устроенных мельницах из одного и того же количества зерна выходит неодинаковое количество муки. Петру хотелось, чтоб созданный им административный жернов поменее тратил этого зерна, хотя бы и стоил дороже.

      Рассмотрим теперь общественные и сословные преобразования Пeтpa. Такие преобразования могут иметь две цели: из них высшая, цивилизующая цель состоит в эмансипации общества от государства, в расширении государственных прав общественных классов, в ограниченном и равномерном распределении между ними государственных повинностей. Вторая, низшая цель, техническая, состоит в строжайшем определении общественных обязанностей, в более правильном и целесообразном устройстве общественных классов. Мы видели, как были определены общественные отношения при Петре; государственные и общественные обязанности каждого класса были определены строже и точнее. Все общественные классы - дворянство, городское сословие, крестьянство - получили вид сословий более правильно устроенных и более резко отделявшихся друг от друга; но государственные повинности остались те же; узел государственного тягла для каждого класса был только затянут крепче прежнего; и прежде дворянство несло военную повинность, но теперь она требовалась с него строже; и прежде посадские люди и крестьяне несли натуральное и денежное тягло; теперь оно было увеличено, требовалось и отбывалось более точно.

     Таким образом, и здесь цель реформы была скорее техническая; общество получило более правильную организацию; точнее была определена служба каждого класса государству, положенная на него в виде государственного тягла.

     Теперь я обращаюсь к третьей стороне преобразовательной деятельности Петра, народному образованию, мастеровой, технический характер школ, устроенных Петром, очевиден при первом взгляде. Задача Петра в этой области высказана была им самим: он хотел создать такие школы, из которых бы люди во всякие потребы происходили, в службу церковную и гражданскую, воинствовать, знать строение и докторское врачебное искусство. В инструкции герольдмейстеру, управлявшему дворянством, Пётр жаловался, что в гражданских и особенно в экономических делах нет никакого учения. Пересмотрите все указы Петра по народному образованию, вы нигде не встретите мысли о таком устройстве народных школ, которое вело бы к умственному и нравственному развитию. Таким образом, и школы должны были разделять тот технический и практический характер, который был сообщён преобразователем административному и социальному строю.

     Наконец мы смотрели промышленные и финансовые преобразования Петра. Очень часто Пётр жаловался на недостатки разработки естественных богатств в России, на небрежность, с какой относились к ним его предшественники. Он предпринимал широкие меры для разработки этих богатств; деятельность его в этой сфере необозрима и изумительна; от крупного до ничтожных мелочей, от разработки металла, необходимого для пушек, до виноградного вина в Астрахани; всё подвергалось его строгому вниманию и изучению. Цель, которая сквозит в его мерах для развития этой отрасли, разумеется, финансовая - увеличение государственного дохода; но эта цель не была единственной и часто не была главной; иногда 11етр жертвовал прямым непосредственным интересам казны разработке естественных богатств для обогащения страны. Правительство заводило фабрики за свой счёт, подвергаясь неизбежным при этом потерям, заводчикам и фабрикантам оно давало обширные привилегии, которые должны были вредить непосредственному правительственному интересу, уменьшать торговые пошлины; судя по широте и тщательности, внесённых Петром в указ по этой части, можно решительно сказать, что ни одна сфера преобразовательной деятельности не обращала на себя так внимания преобразователя, как развитие государственного и народного богатства.

     Сопоставьте теперь цели, преследуемые Петром, в отдельных сферах государственной жизни, и вам откроется основная мысль, главная задача его преобразований. Государственная администрация получает совершенно новый вид; но она должна была только в большей целости доносить в руки государства плоды народного труда, не уменьшая степени напряженности последнего. Общественные преобразования должны были точнее определить для каждого класса род и характер этого труда; народное образование должно было указать новые предметы труда и научить улучшенным, более рациональным приёмам работы. Ни одна из этих сфер в программе преобразователя не была целью самого себя, не считал её своей самостоятельной задачей; все они должны были действовать для других отраслей государственной жизни. Этой главной, основной сферой, на которую направлены были преимущественно все преобразования, была эксплуатация страны, техническое усовершенствование её разработки, улучшение орудий и приёмов народного труда.

     Вы думаете, что основная цель реформ Петра выведена мною отвлеченным путём - только посредством разбора и сопоставления отдельных реформ пришёл я к этой мысли. Ту же самую мысль высказывает сам Пётр: в 1702 г для привлечения иностранных работников и мастеров из-за границы он издал и опубликовал и Европе свой манифест о вызове иностранцев; вот что мы читаем и начале этого манифеста: "Довольно известно во всех землях, которые Всевышней нашему управлению подчинил, что со вступления нашего на сей престол все старания и намерения наши клонились к тому, как бы сим государством управлять таким образом, чтоб все наши подданные попечением нашим о всеобщем благе, более и более приходили в лучшее и благополучнейшее состояние; на сей конец мы весьма старались сохранить внутреннее спокойствие, защитить государство от внешнего нападения и всячески улучшить и распространить торговлю. Для сей же цели мы побуждаемы были в самом правлении учинить некоторые нужные и к благу земли нашей служащие перемены, дабы наши подданные могли тем более и удобнее научиться поныне им неизвестным познаниям и тем искуснее становиться но всех торговых делах".

     Значит, административные преобразования предприняты были дли того, чтоб защитить государство извне и улучшить его промыслы и торговлю; к этой же цели направлены были и меры для развитии в народе знаний; и то и другое клонилось к тому, "чтоб подданные во всех торговых делах искусны стали". Та же самая мысль, только очень часто сквозит в тех общих рассуждениях, которыми Пётр любил начинать свои указы.

     Такова была основная мысль, проведённая Петром, в его преобразовательной программе. Но эта мысль, положенная в основание программы, а не более. Чтоб оценить характер и значение деятельности преобразователя, надо видеть, как эта программа была исполнена на самом деле; и если она не осуществилась в своём первоначальном виде, то надо знать, где и какие были тому препятствия, насколько помещало тому само общество, служившие Петру орудием для реформы, в какой степени это общество противодействовало реформе и, наконец, какое участие в этом изменении преобразовательной программы принимали внешние обстоятельства, при которых эта реформа осуществилась. Рассмотрев это, взвесив результаты, вышедшие из усилий преобразователя и препятствий, им встреченные, - нам нужно будет определить связь этой реформы с древнерусской жизнью.

  

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz